С каждым годом ведущие поисковые системы (ПС) совершенствуют свои алгоритмы, вводят новые фильтры, инструменты, факторы влияния. Наверняка уже многие слышали о росте влияния так называемых поведенческих (пользовательских) факторов (ПФ) на ранжирование сайтов в поисковых системах.

Чтобы сайт занял топовые позиции в поисковой выдаче, уже недостаточно оптимизации кода, качественного контента и внешних ссылок. Сегодня для хорошего ранжирования сайта также необходимо учитывать и улучшать поведенческие факторы пользователей.

В этой статье мы рассмотрим, что же такое поведенческие факторы и какие они бывают.

Итак, начнем по порядку.

Определение.

Поведенческие факторы — это совокупность характеристик, отражающих поведение посетителей на определенном сайте. Благодаря ПФ поисковые системы могут оценить, насколько удобен и полезен сайт его посетителям.

Основные поведенческие факторы ранжирования на примере Метрики поисковой системы «Яндекс».

1) Показатель отказов (bounce rate) — доля визитов с длительностью менее 15 секунд, в рамках которых состоялся лишь один просмотр страницы.

Показатель отказов

Большой процент отказов говорит поисковым системам о том, что посетителю данный сайт не принес пользы по тому поисковому запросу, по которому посетитель перешел из ПС на этот сайт. А значит, информация на странице сайта нерелевантна введенному поисковому запросу, в соответствии с этим ПС может начать хуже ранжировать сайт в результатах SERP по данному поисковому запросу.

2) Глубина просмотра — среднее число страниц, просмотренных в рамках визитов посетителей сайта. Является частным от деления просмотров на визиты.

Глубина просмотра

Количество просматриваемых посетителем страниц сайта является тоже очень важным фактором, так как говорит поисковым системам об удобстве навигации сайта (юзабилити), а также о количестве полезной информации на ресурсе.

3) Время, проведенное на сайте, – среднее время, проведённое на сайте посетителями. Рассчитывается как разница между временем последнего и первого зарегистрированного просмотра страницы посетителем в рамках одного визита.

Время на сайте

Продолжительное нахождение посетителя на сайте говорит поисковым системам о том, что страница сайта содержит ценную и релевантную информацию, которая его заинтересовала. Непродолжительное нахождение на сайте соответственно говорит обратное. Этот поведенческий фактор сайта также оказывает весомое влияние на ранжирование ресурса в поисковой выдаче.

4) Показатель возвратов — отражает количество визитов (сессий) на сайт, совершенных одним пользователем с интервалом более 30 минут.

Показатель возвратов

Если посетители сайта спустя время продолжают на него возвращаться, то, скорей всего, этот сайт им нравится, а значит, он содержит ценный контент. Поисковые машины тоже это понимают и учитывают этот показатель при оценке сайта.

5) Фактор ВСС — поведенческий фактор влияния ссылок с социальных сетей.

По мнению поисковых систем, если пользователи добавляют сайт в закладки, микроблоги, социальные сети и т.п., то, скорей всего, этот сайт содержит ценную и полезную информацию, которая нравится пользователям. Чем больше естественных ссылок с соц. сетей на страницы сайта, тем положительнее влияет фактор ВСС на ранжирование ресурса в результатах SERP.

6) Кликабельность сниппета — поведенческий фактор, благодаря которому поисковые машины могут правильно оценить, соответствует ли информация в сниппете введенному поисковому запросу.

К примеру, ищет человек, куда бы ему сходить на массаж в своем городе. Вводит в поиске запрос — «массаж в Кемерово».

SERP поисковой системы «Яндекс»

На представленном скриншоте видно, что в выдаче присутствуют как хорошие сниппеты, так и плохие, которые совсем не соответствуют поисковому запросу. Едва ли человек, ищущий массаж, будет кликать по сниппету «Каталог виджетов», а значит, и кликабельность этого сниппета будет низкой. Раз кликабельность низкая, значит, страница не соответствует поисковому запросу и в выдаче она не нужна.

Все эти показатели так или иначе взаимосвязаны, и естественно, что у качественного сайта они должны быть в гармонии и между ними не должно быть дисбаланса. Например, если у сайта хорошая глубина просмотра, но при этом очень низкий показатель продолжительности просмотра страниц, то это может сказать поисковой машине, что на сайте плохое юзабилити и нерелевантный контент (посетитель не может найти нужную ему информацию и переходит по страницам, не задерживаясь на них), что, естественно, плохо скажется на ранжировании этого сайта в SERP.

Стоит отметить, что, помимо поведенческих факторов, поисковые системы также анализируют и источники трафика, а также их объемы. К примеру, если у сайта начинается резкий рост, а затем резкое падение трафика с почтовых сервисов, то это может стать звоночком для ПС о том, что этот трафик получен в результате рассылки спама. Источники трафика, как и поведенческие факторы, также должны быть в гармонии.

В следующей статье я расскажу, как улучшить поведенческие факторы, а пока жду Ваших комментариев и вопросов на эту тему.

Постоянных читателей блога уже 7000. Подпишитесь и Вы!

18 комментариев:

  1. Андрей

    Вопрос освещен понятно. Ясно и то, что большинство поведенческих факторов факторов изменять нужно. Но как провести этот анализ на своем сайте?
    Спасибо за информацию.

    • Валентин

      Проанализируйте эти показатели своего сайта. Процент отказов не должен быть больше 25 (за исключением сайтов с определенной тематикой). Время на сайте должно быть не менее 1 минуты. Глубина просмотра хотя бы 1,5.

      А лучше поставьте себя на место простого посетителя и подумайте, что можно изменить на сайте, чтобы сайт стал более удобен и интересен.

      • Я у себя на сайте, анекдоты расположил. Сам в шоке, начали задерживаться. Глупость конечно, но такой вот ход :)

  2. Макс

    Первый раз слышу о факторе ВСС. Буду устанавливать соц. кнопки у себя. Спасибо за статью, появилась куча идей по доработке своего сайта.

  3. Огромное спасибо за столь актуальную статью. Узнала для себя много нового и полезного. *THUMBS UP*

  4. Артём

    Валентин, привет! Первый день на твоём блоге, в сео пока не очень разбираюсь, но прочитал твою статью и хочу поделиться своим опытом.
    Очень глубоко изучил яндекс директ, создал сайт на конструкторе — сайт имеет несколько страниц, но главная страница супер продающая.
    Трафик гнал только с директа, в сео не понимал, поэтому не лез совсем. В моей нише по вч запросам яндекс.директа 57 конкурентов (информация с сервиса адвсе).
    За 2 месяца по вч запросам мой сайт стал выходить в топ 10: 6,7 иногда 1,2 позиция — по моему региону (кстати, где можно посмотреть позиции моего сайта по России).
    Моя статистика из метрики (в среднем неделю): кликов 900-1600, отказы 13-19%, глубина 1,6-1,8, время 2:13-2:28.
    К чему я всё это написал.
    Я думаю, что реклама в яндекс директе способствует продвижению сайта в топ по вч запросам в средне-конкурентной нише.
    Что думаешь насчёт этого?
    PS: неделю назад нашел фильтр по сапе и создал там кампанию + думаю приобрести твои мануалы по трастовым сайтам (только сегодня узнал на твоём блоге что это значит)

    • Валентин

      Отслеживать позиции можно при помощи любого ссылочного агрегатора. Например, Rookee. При этом покупать ссылки совсем необязательно, систему можно использовать бесплатно. Регистрируйтесь, добавляйте сайт и мониторьте позиции поисковых запросов.

      Что касается Яндекс.Директа, думаю, факторы поведения посетителей с ЯД влияют точно также, как и со всех других источников.

  5. В статье затронуты все основные моменты, однако ни слова о важности такого параметра, как возврат пользователя к результатам выдачи. Фактичеси возврат можно расценивать как отсутствие нужной информации на той странице, на которую пользователь приземлился.
    Однако этот фактор не учитывается, если открывать сайт во вкладке. Как показывает статистика, вкладками пользуются около 5% пользователей интернета.

    • Валентин

      По сути это и есть показатель отказов. С чего Вы взяли что он не учитывается, если открывать сайт во вкладках? Учитывается ВСЕ. Учитываются даже движения курсора по странице.

  6. Интересно все хочется продолжение узнать как улучшить поведенческие сервис movebo вроде накручивает этот фактор но как все это сделать в гармонии. Хотелось бы задать пару вопросов можно на почту вам?

    • Валентин

      Скоро напишу. Точнее статья уже написана, ее нужно только отредактировать и подправить. Но пока нет времени на это. На почту можете писать. Отвечу по возможности.

  7. Всё идёт к тому что сайт в первую очередь должен быть ориентирован на посетителей, а не на продажу ссылок и рекламу. Как то тут баланс найти нужно… =)

  8. Статья очень интересна, вполне согласен с автором, отказы очень плохая вещь и ваш сайт не будет ползти на верх и совет никогда не используйте автосерфинг, яндекс давно об этом знает и выдает его как робот.
    Так что думайте сами. =)

Оставить комментарий: